О программе

       


Программа междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования (МИГО), объединяющая социогуманитарные академии, институты и факультеты Южного федерального университета, нацелена на поддержку одаренных студентов и содействие их самоопределению в процессе обучения, развитие академической мобильности и наиболее полное удовлетворение образовательных запросов обучающихся.
В рамках Программы МИГО студенты под руководством тьюторов (руководителей индивидуальных образовательных программ) выстраивают индивидуальные образовательные траектории, соответствующие их личным научно-образовательным запросам и актуальным тенденциям рынка труда.
Отбор кандидатов на обучение по программе осуществляется во II семестре из числа студентов гуманитарных факультетов Южного федерального университета, имеющих на момент поступления средний балл успеваемости не ниже 4,3. Учебный процесс начинается с III семестра и осуществляется параллельно освоению студентом основной образовательной программы. В Программу имеют право поступать и магистры ЮФУ. Программа осуществляется в сотрудничестве с Варшавским университетом.

Цели реализации Программы междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования в Южном федеральном университете:

  • совершенствование научно-образовательного процесса на основе внедрения междисциплинарных подходов, гибких индивидуализированных образовательных моделей, проектных методов обучения;
  • практическая апробация модульных технологий построения образовательных программ высшего профессионального образования и асинхронной организации образовательного процесса;
  • расширение спектра образовательных услуг и предоставление студентам Южного федерального университета, проявившим способности к научно-исследовательской деятельности и достигшим высоких результатов в освоении основной образовательной программы, возможности получения дополнительного междисциплинарного образования;
  • развитие академической мобильности.

Обучение по программе дает студентам возможность дополнять планы обучения по основным образовательным программам дисциплинами иных направлений и специальностей и принимать участие в междисциплинарных проектах и мероприятиях образовательного и исследовательского типа, предпринимаемых в рамках реализации программы МИГО.


 

 

Проекты МИГО

«MAGISTERIUM»
постоянный научно-методологический семинар Программы МИГО, позиционируемый как школа интеллектуального лидерства и «храброго/сумасшедшего мышления» - почти ровесник программы. Он начал свою работу в 2006 г., вскоре после первого набора студентов на обучение по Программе МИГО.
Миссия семинара – содействие раскрепощению сознания студентов, преодолению шаблонности мышления и его трансформации из конвергентного (линейного, алгоритмического) в дивергентное (многомерное, креативное), выработка навыков аргументации и публичной полемики. Название семинара имеет двойственный метафорический смысл. С одной стороны, его буквальное значение (наставление, обучение, статус преподавателя) соотносится с понятием «магистратура» и указывает на соответствующий уровень высшего образования, на который ориентирована миссия семинара; с другой стороны, оно указывает на одно из ключевых понятий средневековой алхимии: именно так назывался «философский камень», способный превращать любое вещество в золото. Таким образом, метафора «философского камня» указывает на понимание образования и науки как подлинных ценностей, преобразующих все стороны жизни человека, и на парадоксальный, в некотором смысле «магический» и загадочный характер самого процесса познания, невозможного без интуиции и вдохновения. За время работы семинара было проведено более 50 заседаний ,в том числе – выездных (музей-заповедник «Танаис», Таганрог)

 



Школа странствий «Пилигрим»
Цель данного проекта МИГО – приобщение студентов к культуре путешествий и возрождение лучших традиций философии эпохи Просвещения, рассматривавшей путешествие в качестве неотъемлемого и системообразующего элемента образования, самосозидания личности.

 

Задачи школы видятся, с одной стороны, в том, чтобы, вовлекая участников проекта в планирование, организацию и последующее обсуждение поездок, прививать им навыки проектной деятельности и работы в команде, расширять их интеллектуальный кругозор и культурный опыт, развивать аналитические способности и рефлексивные умения. С другой стороны, предполагается приобщать студентов к культуре путешествий через их знакомство с классическими образчиками жанра травелога (литературы путешествий), которые могут дать пример парадоксов восприятия чужой действительности, готовности или, наоборот, неготовности преодолевать стереотипы и расширять собственный культурный опыт.

 



Текстологический семинар «OPUS MAGNUM»
Семинары посвящены изучению «великих текстов» – произведений, сыгравших определяющее значение как в развитии различных областей знания, науки и культуры в целом, так и в судьбе их авторов.
Иными словами, предметное поле семинара находится на пересечении двух междисциплинарных направлений современного социо-гуманитарного знания – истории идей (интеллектуальной истории) и биографики (персональной истории).
Цель семинара – осмысление культурных феноменов, в которых личность интеллектуала и продут его творчества, идеи и породившее их сознание предстают в неразрывном единстве, и постижение одного невозможно без понимания другого: интерпретация текста немыслима вне биографического контекста, а проникновение во внутренний мир мыслителя требует глубинного погружения в мир его идей. Как писал Э.Ю. Соловьев, «помимо обычной, “анкетной” истории мыслителя всегда существует еще собственная история его идеи. И задача биографа состоит в том, чтобы разглядеть ее, не соблазняясь перипетиями внешней судьбы и вместе с тем отыскивая именно в них свидетельства, приметы, симптомы скрытых духовных метаморфоз».