Школа "Сравнительное изучение локальных идентичностей"

Школа «Сравнительное изучение локальных идентичностей» представляет собой уникальный научно-образовательный проект, посвященный исследованиям местной исторической памяти, региональной специфики общественного сознания. Проект был разработан Центром междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования ЮФУ под руководством к.и.н., доцента А.В. Кореневского в рамках деятельности Школы странствий «Пилигрим». В апреле 2017 года прошла первая апробация в рамках Весенней межрегиональной научной школы «Сравнительное изучение локальных идентичностей», проведенной совместно Южным федеральным университетом в лице Центра МИГО и факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Цель проекта:

исследование маркеров локальных идентичностей двух регионов в сравнительной перспективе, позволяющее выявлять элементы региональных специфик контрастно через призму сопоставления «самоописания» жителей региона и «иноописания» приезжими участниками Школы.

Участники проекта

В качестве участников выступают группы студентов, представляющие два университета, во главе с координатором из числа преподавателей. Выбор университета-партнера в проведении Школы особенно важен, т.к. требуется соблюдать условие – регионы, представленные в рамках мероприятия, должны иметь контрастные различия в локальных идентичностях. В ином случае конструктивного диалога внешнего и внутреннего описания не произойдет. 
Оптимальное количество участников с каждой стороны – не более 10 человек, что позволяет эффективно организовывать как образовательные форматы коммуникации - лекции, семинары, презентации, так и научные – круглые столы, дискуссии, а также делает возможным неформальное общение студентов двух университетов, необходимое для обмена информацией о региональной специфике. Участники со стороны принимающего региона становятся источником не только аналитических суждений о собственном месте проживания, но и источником регионального текста, отражающего специфику места.


Формат проекта

Проект реализуется в формате краткосрочной научно-образовательной программы – двухнедельной школы. Подобный формат предполагает интенсивное погружение в проблемное поле с возможностью активной интеллектуальной деятельности как индивидуально, так и в сообществе единомышленников. 
Особенностью Школы «Сравнительное изучение локальных идентичностей» является ее дробление на два этапа. Первая сессия школы предполагает прием гостей из другого университета. Принимающая сторона готовит образовательную программу, ключевым элементом которой является лекторий. С помощью него гости могут представить весь комплекс локальных идентичностей, присутствующих в регионе, идентифицировать позицию креативного класса в отношении отдельных специфических элементов, а также ознакомиться с научными достижениями в исследованиях региональных особенностей, имеющегося в университете. Необходимым условием эффективной работы первой сессии Школы является организация неформального общения студентов. С целью установления контактов проводятся интерактивные мероприятия – тренинги, беседы, встречи вне стен университета. Основная задача принимающей стороны – предоставить возможности студентам-визитерам для включенного наблюдения в местной среде. Поэтому программа включает в себя выездные акции – экскурсии в отдельные районы или близлежащие города, которые посещают все участники Школы. Финальным мероприятием сессии становится круглый стол, цель которого – подвести итоги и обсудить, насколько правдивы расхожие представления о регионе, бытующие в «иноописании», а также какие современные тенденции имеет местная локальная идентичность.
Вторая сессия Школы предполагает смену ролей – принимавшие становятся гостями, а гости становятся принимающей стороной. Ответный визит проходит не позднее чем через месяц после первой сессии и выстраивается по аналогичной программе.
Результатом двух сессий является совместная межрегиональная проектная работа, в рамках которой студенты, сформировавшиеся в группы, анализируют схожие элементы локальных идентичностей двух регионов. Разработки могут быть доработаны до научных статей и опубликованы совместно двумя университетами-организаторами.

Опыт реализации проекта
Весенняя межрегиональная научная школа «Сравнительное изучение локальных идентичностей: Ростов-на-Дону – Санкт-Петербург» (апрель 2017 г.)
1 сессия – Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Старочеркасск, Новочеркасск – 3-9 апреля 2017 г.
2 сессия – Санкт-Петербург, Выборг, Петергоф – 20-25 апреля 2017 г.

Материалы на сайте о Весенней школе:
В ЮФУ начала свою работу Весенняя школа «Сравнительное изучение локальных идентичностей»
Весенняя школа ЮФУ и СПбГУ продолжает свою работу
Весенняя школа «Сравнительное изучение локальных идентичностей»: подведение итогов
Семинар «Петербургский миф русской культуры»
Завершилась петербургская сессия Весенней школы изучения локальных идентичностей

Записки МИГОшника: Елизавета Суховеева. Из лета в зиму, или По следам питерских стереотипов